0 Корзина
Избранное
Сравнение
Каталог товаров

Использование градиентных фильтров в пейзажной съемке

Пейзажная съемка - это одно из самых популярных направлений фотографии. Мало кто из увлекающихся фотографов не пробовал себя в этом жанре. Но не все начинающие фотографы знают о самом незаменимом фильтре для пейзажной фотографии, а именно, о градиентном фильтре. В этой статье мы попробуем подробно рассказать о применении градиентных фильтров, их видах и функционале.

Итак, что же такое градиентный фильтр? Это фильтр, поверхность которого неравномерно тонирована в какой-либо цвет для выравнивания яркости сцены притеняя или меняя цвет части изображения. Раньше эти фильтры очень часто называли "оттененные фильтры".

Для более глубокого понимания вопроса приведем небольшую классификацию градиентных фильтров.

По форме:

  • круглые градиентные фильтры (в свою очередь, подразделяются по диаметру резьбы объектива), пример→
  • прямоугольные или квадратные градиентные фильтры (существует несколько систем крепления таких фильтров, например Cokin P-серия, Cokin A-серия, Lee и некоторые другие системы)

Самой распространенной системой в современной пейзажной фотографии является Cokin P-series с шириной фильтра 84,5 мм. Ниже мы расскажем подробнее об этой системе крепления фильтров.

По цвету:

  • нейтрально-серые градиентные фильтры (ND, т.е. neutral-density, самая востребованная группа градиентных фильтровфильтров)
  • цветные градиентные фильтры

По типу градиента:

  • плавный градиент - фильтр равномерно затемняется от большего к меньшему, пример→
  • жесткий градиент - зона тонирования имеет жесткую границу, пример→
  • реверсивный градиент - зона тонирования имеет жесткую границу, но осветляется от середины фильтра к верхней части, пример→

Кроме того, нейтрально-серые градиентные фильтры отличаются по плотности, проще говоря по степени затемнения, но каждый производитель использует свое обозначение, в которых бывает довольно сложно ориентироваться. Подробнее о плотности фильтров мы напишем отдельно

Теперь о достоинствах и недостатках круглых и прямоугольных градиентных фильтров.

Основным недостатком круглых градиентных фильтров является то, что границу градиента можно смещать только в диапазоне от горизонтальной к вертикальной, благодаря тому, что оправа фильтра вращается. Еще один недостаток - фильтр подходит только под конкретную резьбу объектива. Т.е. если у вас есть несколько объективов с разным диаметром резьбы для фильтров, которые вы применяете в пейзажной съемке, то для каждого объектива необходимо будет купить фильтр.

Хотя в последнее время все большее распространение получают повышающие кольца, благодаря которым можно немного сэкономить, купив фильтр на объектив с самой большой резьбой, который есть в вашем арсенале, а другие для других объективов купить повышающие кольца.

К примеру, у вас есть объективы с резьбой 77 мм, 67мм и 58 мм для которых нужны градиентные фильтры. В этом случае достаточно купить один фильтр с диаметром 77 мм, а для двух других объективов приобрести повышающие кольца 67-77мм и 58-67мм, с помощью которых можно будет устанавливать фильтр с диаметром резьбы 77 мм на объективы с резьбой 67 мм и 58 мм, соответственно.

К достоинствам круглых градиентных фильтров можно отнести компактность, простоту установки и доступность.

Перейдем к преимуществам и недостаткам прямоугольных фильтров.

Главного недостатка круглых фильтров они лишены, так как границу градуирования можно сдвигать как угодно вверх и вниз, точно также как и вращать ее, так как держатель фильтра может вращаться.

Стандартный держатель для фильтра системы Cokin позволяет использовать одновременно до трех фильтров: 2 прямоугольных и один круглый (например, поляризационный или звездный фильтр Cokin). Комбинацию поляризационного и градиентного фильтра, как правило, непрактично применять в случае с круглыми фильтрами, так как 2 фильтра с вращающейся конструкцией вызовут определенные неудобства в работе.

Из недостатков использования прямоугольных фильтров, которые, к слову, полностью перекрываются их преимуществами, можно выделить довольно громоздкую систему крепления, особенно на объективах, на которых не предусмотрено использование круглых фильтров, например на некоторых сверхширокоугольных объективах отсутствует резьба для крепления фильтра. На фото показан общий вид объектива с системой крепления фильтров Lee:

Система крепления фильтров Lee

Система крепления фильтров Cokin более компактна, но может применяться только на объективах с резьбой для фильтров. Ниже внешний вид системы Cokin P-series:

Система крепления фильтров Cokin

Для крепления системы Cokin на объектив используются переходные кольца с диаметром от 49 мм до 82 мм, которые охватывают 99% существующих объективов. Для объективов с резьбой для фильтра меньше чем 49 мм, а таких стает все больше, так как они используются на набирающих популярность беззеркальных системах Sony NEX, Panasonic, Olympus, Nikon 1 и многих других, опять же, можно использовать повышающие кольца, о которых мы говорили выше.

В виду наибольшей распространенности и доступности остановимся на системе крепления фильтров Cokin.

Сама система довольно проста и состоит из переходного кольца, которое крепится в резьбу для фильтра вашего объектива, держателя фильтров, одевающегося на переходное кольцо и самого фильтра.

Есть еще некоторые аксессуары для этой системы, например, бленда и защитная крышка, но, как правило, они оказываются нужны в очень редких случаях.

Держатели для фильтров бывают двух видов стандартный и для широкоугольных объективов. Последний поможет избежать виньетирования на широкоугольных объективах, но следует помнить, что в такой держатель можно установить только один фильтр.

С матчастью закончено, можно переходить к самим фильтрам.

Благодаря тому, что система Cokin распространена больше других подобных систем, то аксессуарами и фильтрами для этой системы занимается множество компаний. Кроме оригинальных фильтров Cokin существует множество производителей фильтров совместимых с таким креплением. И только некоторые из них заслуживают внимания, так как есть производители с очень приятными ценами, но с фильтрами посредственного качества, которые дают не тот эффект, которого мы от них ожидаем.

К примеру, очень часто возникает необходимость использовать два градиентных фильтра, для большего затемнения. Показателем некачественного  фильтра в таком случае, является изменение цветового спектра, некачественные фильтры начинают уводить картинку в теплые цвета, а в отдельных случаях картинка становится красной.

Среди сторонних производителей фильтров для системы Cokin серии P следует выделить словацкого производителя, который особо не думал над названием и назвал себя по стандартной ширине фильтра - 84.5mm. Тем не менее, эти фильтры уже завоевали определенную популярность, так как отличаются качеством, разнообразием вариантов и уникальными находками, которые компания удачно воплотила в жизнь.

Все фильтры этого производителя выполнены из самого высококачественного оптического материала, который используется в военных разработках, например при производстве, фонарей боевых самолетов. Оптическое органическое стекло , которое называется CR-39 имеет очень низкий коэффициент преломления (число Аббе) всего 1,5001, что позволяет избегать всех болезней некачественных фильтров, а именно хроматических аббераций, искажения и т.д.

Кроме того, CR-39 очень эластичный и, в то же время, прочный и устойчивый к царапинам метриал. При падении на пол такие фильтры никогда не разобьются и не поцарапаются. Все фильтры проходят ручную проверку качества.

Ну и модельный ряд прямоугольных фильтров 84.5mm поражает разнообразием, есть множество видов нейтрально-серых и цветных градиентных фильтров.

На верхней стороне фильтра есть специальный скос, который позволяет определить положение фильтра в держателе и облегчает его установку в держатель.

Некоторые фильтры компании 84.5mm выпускаются в двух вариантах - стандартном и профессиональном. Профессиональный фильтра на 5 см длиннее чем стандартный, его длина составляет - 15 см, что позволяет еще более гибко использовать границу градиента, а в некоторых случаях превратить градиентный фильтр в полностью нейтрально-серый, опустив границу градиента в самый низ кадра.

Применение градиентных фильтров

Самая стандартная ситуация в пейзажной и архитектурной съемке это яркая верхняя половина кадра и темная нижняя. При съемке без фильтра, в этом случае, будет либо сплошная белизна неба, или темное пятно на месте земли.

На примере этой фотографии с красивым облачным небом и не менее красивым морским берегом можно увидеть все. что мы можем "потерять" не используя фильтр. Большую часть светового дня яркость верхней части кадра (неба) будет выше, чем освещенность нижней части. В зависимости от конкретных условий съемки эта разница может быть существенно больше, чем динамический диапазон камеры, из-за чего на снимке могут появиться белые пересвеченные участки или, наоборот, черные недоэкспонированные области. Использование градиентного светофильтра позволяет снизить перепад яркости между разными частями кадра, благодаря чему на снимке будут одинаково хорошо переданы тональные переходы и богатая палитра красок неба при сохранении деталей в более темной части кадра.

     Белые пересвеченные участки                                  Черные недоэкспонированные области

На рассвете и на заказе солнце и, соответственно, наиболее яркий участок неба будут находиться на линии горизонта с ним и наиболее яркий участок неба находятся практически у линии горизонта. В такой ситуации обычный градиентный фильтр будет не очень эффективен, так как его плотность максимальна в верхней части кадра. Специально для таких условий выпускается градиентный реверсивный фильтр 84.5mm Strong ND Reversed с обратным направлением градиента, то есть плотность градиента максимальна в середине фильтра и уменьшается к краю. Использование такого фильтра позволит более эффективно компенсировать перепад яркости на снимках, сделанных утром или вечером.

Градиентный реверсивный фильтр 84.5mm Strong ND Reversed

Стандартный держатель позволяет использовать два градиентных фильтра, например нейтральный и цветной, и один поляризационный, что позволяет получать совершенной уникальные по красоте сники:

Сочетание цветного и нейтрального фильтра 84.5mm

Градиентный фильтр 84.5mm Medium ND PRO + Градиентный фильтр 84.5mm Orange full gradual

Сочетание цветного и нейтрального фильтра 84.5mm

Градиентный фильтр 84.5mm Medium ND PRO + Градиентный фильтр 84.5mm Pink Strong

Сочетание цветного и нейтрального фильтра 84.5mm

Градиентный фильтр 84.5mm Strong ND + Поляризационный фильтр LVSHI CPL

Сочетание цветного и нейтрального фильтра 84.5mm

Градиентный фильтр 84.5mm Strong ND Hard + Поляризационный фильтр LVSHI CPL

Как видите, использование нейтрально-серых градиентных светофильтр в комбинации с цветными и поляризационными, очень эффективно и позволяет существенно улучшить качество и выразительность пейзажных снимков.

Комментарии
Пока нет комментариев
Написать комментарий
Рекомендуемые товары