Режим роботи магазину:
ПН - ПТ: з 10:30 до 19:00
СБ: з 10:30 до 16:00
НД: вихідний (приймаємо замовлення онлайн)
Каталог товарів

Використання градієнтних фільтрів у пейзажній зйомці

Категорії

Пейзажна зйомка – це один із найпопулярніших напрямків фотографії. Мало хто з фотографів, що захоплюються, не пробував себе в цьому жанрі. Але не всі фотографи-початківці знають про самий незамінний фільтр для пейзажної фотографії, а саме, про градієнтний фільтр. У цій статті ми спробуємо докладно розповісти про застосування градієнтних фільтрів, їх види та функціоналі.

Отже, що таке градієнтний фільтр? Це фільтр, поверхня якого нерівномірно тонована в будь-який колір для вирівнювання яскравості сцени притінюючи або змінюючи колір частини зображення. Раніше ці фільтри дуже часто називали "відтінені фільтри".

Для глибшого розуміння питання наведемо невелику класифікацію градієнтних фільтрів.

За формою:

  • круглі градієнтні фільтри (у свою чергу, поділяються за діаметром різьблення об'єктива), приклад→
  • прямокутні або квадратні градієнтні фільтри (є кілька систем кріплення таких фільтрів, наприклад Cokin P-серія, Cokin A-серія, Lee та деякі інші системи)

Найпоширенішою системою у сучасній пейзажній фотографії є Cokin P-series із шириною фільтра 84,5 мм. Нижче ми розповімо докладніше про цю систему кріплення фільтрів.

За кольором:

  • нейтрально-сірі градієнтні фільтри (ND, тобто neutral-density, найпопулярніша група градієнтних фільтрів)
  • кольорові градієнтні фільтри

За типом градієнта:

  • плавний градієнт - фільтр рівномірно затемняється від більшого до меншого, приклад→
  • жорсткий градієнт - зона тонування має жорсткий кордон, приклад→
  • реверсивний градієнт - зона тонування має жорстку межу, але освітлюється від середини фільтра до верхньої частини, пример→

Крім того, нейтрально-сірі градієнтні фільтри відрізняються щільністю, простіше кажучи за ступенем затемнення, але кожен виробник використовує своє позначення, в яких буває досить складно орієнтуватися. Докладніше про щільність фільтрів ми напишемо окремо

Тепер про переваги та недоліки круглих та прямокутних градієнтних фільтрів.

Основним недоліком круглих градієнтних фільтрів є те, що межу градієнта можна зміщувати тільки в діапазоні від горизонтальної до вертикальної завдяки тому, що оправа фільтра обертається. Ще один недолік - фільтр підходить тільки під конкретне різьблення об'єктива. Тобто. якщо у вас є кілька об'єктивів з різним діаметром різьблення для фільтрів, які ви застосовуєте у пейзажній зйомці, то для кожного об'єктиву потрібно буде купити фільтр.

Хоча останнім часом все більшого поширення набувають підвищуючі кільця, завдяки яким можна трохи заощадити, купивши фільтр на об'єктив з найбільшим різьбленням, який є у вашому арсеналі, а інші для інших об'єктивів купити кільця, що підвищують.

Наприклад, у вас є об'єктиви з різьбленням 77 мм, 67мм та 58 мм для яких потрібні градієнтні фільтри. У цьому випадку достатньо купити один фільтр з діаметром 77 мм, а для двох інших об'єктивів придбати кільця, що підвищують, 67-77мм і 58-67мм, за допомогою яких можна буде встановлювати фільтр з діаметром різьблення 77 мм на об'єктиви з різьбленням 67 мм і 58 мм, відповідно.

До переваг круглих градієнтних фільтрів можна віднести компактність, простоту встановлення та доступність.

Перейдемо до переваг та недоліків прямокутних фільтрів.

Головного недоліку круглих фільтрів вони позбавлені, оскільки межу градуювання можна зрушувати як завгодно вгору і вниз, так само як і обертати її, оскільки власник фільтра може обертатися.

Стандартный держатель для фильтра системы Cokin позволяет использовать одновременно до трех фильтров: 2 прямоугольных и один круглый (например, поляризационный или звездный фильтр Cokin). Комбинацию поляризационного и градиентного фильтра, как правило, непрактично применять в случае с круглыми фильтрами, так как 2 фильтра с вращающейся конструкцией вызовут определенные неудобства в работе.

Из недостатков использования прямоугольных фильтров, которые, к слову, полностью перекрываются их преимуществами, можно выделить довольно громоздкую систему крепления, особенно на объективах, на которых не предусмотрено использование круглых фильтров, например на некоторых сверхширокоугольных объективах отсутствует резьба для крепления фильтра. На фото показан общий вид объектива с системой крепления фильтров Lee:

Система крепления фильтров Lee

Система крепления фильтров Cokin более компактна, но может применяться только на объективах с резьбой для фильтров. Ниже внешний вид системы Cokin P-series:

Система крепления фильтров Cokin

Для крепления системы Cokin на объектив используются переходные кольца с диаметром от 49 мм до 82 мм, которые охватывают 99% существующих объективов. Для объективов с резьбой для фильтра меньше чем 49 мм, а таких стает все больше, так как они используются на набирающих популярность беззеркальных системах Sony NEX, Panasonic, Olympus, Nikon 1 и многих других, опять же, можно использовать повышающие кольца, о которых мы говорили выше.

В виду наибольшей распространенности и доступности остановимся на системе крепления фильтров Cokin.

Сама система довольно проста и состоит из переходного кольца, которое крепится в резьбу для фильтра вашего объектива, держателя фильтров, одевающегося на переходное кольцо и самого фильтра.

Есть еще некоторые аксессуары для этой системы, например, бленда и защитная крышка, но, как правило, они оказываются нужны в очень редких случаях.

Держатели для фильтров бывают двух видов стандартный и для широкоугольных объективов. Последний поможет избежать виньетирования на широкоугольных объективах, но следует помнить, что в такой держатель можно установить только один фильтр.

С матчастью закончено, можно переходить к самим фильтрам.

Благодаря тому, что система Cokin распространена больше других подобных систем, то аксессуарами и фильтрами для этой системы занимается множество компаний. Кроме оригинальных фильтров Cokin существует множество производителей фильтров совместимых с таким креплением. И только некоторые из них заслуживают внимания, так как есть производители с очень приятными ценами, но с фильтрами посредственного качества, которые дают не тот эффект, которого мы от них ожидаем.

К примеру, очень часто возникает необходимость использовать два градиентных фильтра, для большего затемнения. Показателем некачественного фильтра в таком случае, является изменение цветового спектра, некачественные фильтры начинают уводить картинку в теплые цвета, а в отдельных случаях картинка становится красной.

Среди сторонних производителей фильтров для системы Cokin серии P следует выделить словацкого производителя, который особо не думал над названием и назвал себя по стандартной ширине фильтра - 84.5mm. Тем не менее, эти фильтры уже завоевали определенную популярность, так как отличаются качеством, разнообразием вариантов и уникальными находками, которые компания удачно воплотила в жизнь.

Все фильтры этого производителя выполнены из самого высококачественного оптического материала, который используется в военных разработках, например при производстве, фонарей боевых самолетов. Оптическое органическое стекло , которое называется CR-39 имеет очень низкий коэффициент преломления (число Аббе) всего 1,5001, что позволяет избегать всех болезней некачественных фильтров, а именно хроматических аббераций, искажения и т.д.

Кроме того, CR-39 очень эластичный и, в то же время, прочный и устойчивый к царапинам метриал. При падении на пол такие фильтры никогда не разобьются и не поцарапаются. Все фильтры проходят ручную проверку качества.

Ну и модельный ряд прямоугольных фильтров 84.5mm поражает разнообразием, есть множество видов нейтрально-серых и цветных градиентных фильтров.

На верхней стороне фильтра есть специальный скос, который позволяет определить положение фильтра в держателе и облегчает его установку в держатель.

Некоторые фильтры компании 84.5mm выпускаются в двух вариантах - стандартном и профессиональном. Профессиональный фильтра на 5 см длиннее чем стандартный, его длина составляет - 15 см, что позволяет еще более гибко использовать границу градиента, а в некоторых случаях превратить градиентный фильтр в полностью нейтрально-серый, опустив границу градиента в самый низ кадра.

Применение градиентных фильтров

Самая стандартная ситуация в пейзажной и архитектурной съемке это яркая верхняя половина кадра и темная нижняя. При съемке без фильтра, в этом случае, будет либо сплошная белизна неба, или темное пятно на месте земли.

На примере этой фотографии с красивым облачным небом и не менее красивым морским берегом можно увидеть все. что мы можем "потерять" не используя фильтр. Большую часть светового дня яркость верхней части кадра (неба) будет выше, чем освещенность нижней части. В зависимости от конкретных условий съемки эта разница может быть существенно больше, чем динамический диапазон камеры, из-за чего на снимке могут появиться белые пересвеченные участки или, наоборот, черные недоэкспонированные области. Использование градиентного светофильтра позволяет снизить перепад яркости между разными частями кадра, благодаря чему на снимке будут одинаково хорошо переданы тональные переходы и богатая палитра красок неба при сохранении деталей в более темной части кадра.

Белые пересвеченные участки Черные недоэкспонированные области

На рассвете и на заказе солнце и, соответственно, наиболее яркий участок неба будут находиться на линии горизонта с ним и наиболее яркий участок неба находятся практически у линии горизонта. В такой ситуации обычный градиентный фильтр будет не очень эффективен, так как его плотность максимальна в верхней части кадра. Специально для таких условий выпускается градиентный реверсивный фильтр 84.5mm Strong ND Reversed с обратным направлением градиента, то есть плотность градиента максимальна в середине фильтра и уменьшается к краю. Использование такого фильтра позволит более эффективно компенсировать перепад яркости на снимках, сделанных утром или вечером.

Градиентный реверсивный фильтр 84.5mm Strong ND Reversed

Стандартный держатель позволяет использовать два градиентных фильтра, например нейтральный и цветной, и один поляризационный, что позволяет получать совершенной уникальные по красоте сники:

Сочетание цветного и нейтрального фильтра 84.5mm

Градиентный фильтр 84.5mm Medium ND PRO + Градиентный фильтр 84.5mm Orange full gradual

Сочетание цветного и нейтрального фильтра 84.5mm

Градиентный фильтр 84.5mm Medium ND PRO + Градиентный фильтр 84.5mm Pink Strong

Сочетание цветного и нейтрального фильтра 84.5mm

Градиентный фильтр 84.5mm Strong ND + Поляризационный фильтр LVSHI CPL

Сочетание цветного и нейтрального фильтра 84.5mm

Градиентный фильтр 84.5mm Strong ND Hard + Поляризационный фильтр LVSHI CPL

Как видите, использование нейтрально-серых градиентных светофильтр в комбинации с цветными и поляризационными, очень эффективно и позволяет существенно улучшить качество и выразительность пейзажных снимков.

( 1 )
Рекомендовані товари

Немає на складі

Швидке замовлення

84,5mm Full gradual classic blue - кольоровий градієнтний фільтр з повним тонуванням. На відміну від звичайного блакитного градієнтного фільтра цей фільтр має повністю блакитне тонування. Блакитний відтінок насичується градієнтом від краю до іншого. Застосовується як градієнтний фільтр з тонувальним ефектом. Насичує колір піднебіння або води, а також надає загальне тонування знімка.

Фільтр встановлюється стандартний тримач квадратних фільтрів P-серії.

Виконаний із міцного матеріалу CR-39 (Organic Glass), який має високі оптичні властивості (майже не поступається оптичному склу). При цьому матеріал еластичний, не б'ється під час падіння, має легку вагу.

  • Розмір: сумісний зі стандартом "P" тримача фільтрів
  • Матеріал: "Organic Glass" CR-39
  • Тип: кольоровий градієнтний фільтр з плавною границею
  • Виробництво: запатентоване ручне виробництво, Євросоюз

Немає на складі

Швидке замовлення

84,5mm Full gradual orange - кольоровий градієнтний фільтр з повним тонуванням. На відміну від звичайного помаранчевого градієнтного фільтра, цей фільтр має повністю помаранчеве тонування. Помаранчевий відтінок насичується градієнтом від краю до іншого. Застосовується як градієнтний фільтр з тонувальним ефектом. Актуальний для підкреслення тонів під час зйомки захід сонця/світанок , а також надає загальне тонування знімку.

Фільтр встановлюється стандартний тримач квадратних фільтрів P-серії.

Виконаний із міцного матеріалу CR-39 (Organic Glass), який має високі оптичні властивості (майже не поступається оптичному склу). При цьому матеріал еластичний, не б'ється під час падіння, має легку вагу.

  • Розмір: сумісний із стандартом "P" тримача фільтрів
  • Матеріал: "Organic Glass" CR-39
  • Тип: кольоровий градієнтний фільтр з плавню границею
  • Виробництво: запатентоване ручне виробництво, Євросоюз

Немає на складі

Швидке замовлення

84,5mm Pink Strong - кольоровий градієнтний фільтр із високим ступенем затемнення. Має плавну межу переходу та затемнення від центру до краю фільтра. Затемнення має тонування в рожевий колір (Strong Pink). Застосовується як градієнтний фільтр з тонувальним ефектом.

Фільтр встановлюється стандартний тримач квадратних фільтрів P-серії.

Виконаний із міцного матеріалу CR-39 (Organic Glass), який має високі оптичні властивості (майже не поступається оптичному склу). При цьому матеріал еластичний, не б'ється під час падіння, має легку вагу.

  • Розмір: сумісний із стандартом "P" тримача фільтрів
  • Матеріал: "Organic Glass" CR-39
  • Тип: кольоровий градієнтний фільтр з плавню границею
  • Виробництво: запатентоване ручне виробництво, Євросоюз
Коментарі
Поки немає відгуків
Написати коментар
Ім'я*
Email
Введіть коментар*